Апостольская сукцессия

Под «апостольской сукцессией» (лат. successio apostolica), или «апостольским преемством», в богословии принято понимать непрерывную цепочку епископских рукоположений, восходящую к самим апостолам — иными словами, поставленные Самим Господом апостолы рукоположили себе на смену епископов из числа своих последователей, эти епископы, в свою очередь, — следующее поколение епископов, и таким образом иерархическое апостольское служение передавалось из поколения в поколение вплоть до наших дней. Однако важнее всего то, что посредством «преемственного» рукоположения от человека к человеку якобы «передаются» некие «благодатные дары Святого Духа», благодаря которым в Церкви и продолжается истинное иерархическое священнослужение. Соответственно, для многих церквей (англиканской, католической, православной) апостольская сукцессия является обязательным признаком единства и истинности этих церквей.

Но только лишь формально непрерывной цепочки рукоположений мало — необходима «верность церковной иерархии апостольскому Преданию в учении, в священнодействии и в каноническом устроении Церкви. Только в этих условиях хиротония будет действительной и законной и может быть гарантией сохранения апостольского преемства» (Православная энциклопедия). Именно поэтому одна «преемственная» церковь может не признавать истинность и действенность рукоположений другой «преемственной» церкви, которая придерживается иного учения и иного канонического устройства.

Учение лютеранской Церкви


Лютеране, желая сохранить единство кафолической Церкви, явно и однозначно выражали свою готовность подчиниться требованию Рима и сохранить «каноническую ординацию». В XIV артикуле Апологии Меланхтон писал:

…имеем величайшее желание поддерживать древние принципы обустройства Церкви и правление епископов… при условии, что епископы признают наше учение и принимают наших священников. Ибо мы знаем, что церковная дисциплина была установлена Отцами Церкви так, как это изложено в древних канонах, с добрыми и благотворными намерениями.

Но в этом же самом параграфе Меланхтон прямо и недвусмысленно оговаривает, что эти «древние принципы обустройства Церкви и правление епископов… были созданы человеческой властью». В Трактате о власти и первенстве папы он развивает этот тезис гораздо полнее, апеллируя, помимо прочего, к тому факту, что в ранней Церкви не существовало разделения между епископами и пресвитерами:

…власть [духовенства] по божественному праву является общей для всех, кто правит церквями, как бы они ни назывались — пасторами, старейшинами или епископами… Иероним учит, что различия между полномочиями епископа и пресвитера установлены человеческой властью. И это вытекает из самого существа дела, потому что власть одинакова, как он говорил выше. Но затем между епископами и пасторами вводится одно различие, а именно — рукоположение, ибо так было установлено, что один епископ должен был рукополагать служителей во многих церквях. Однако, поскольку по божественной власти положения епископа и пастора не различаются, то очевидно, что, если пастор в своей церкви рукополагает некоторых подходящих людей на служение, то такая ординация, согласно божественному закону, несомненно действенна и правильна. Поэтому, если установленные епископы преследуют Евангелие и отказываются рукополагать способных людей, каждая церковь имеет полное право рукополагать собственных служителей… И эта власть является даром, который действительно дан Церкви, и который никакой человеческой властью нельзя отнять у Церкви… (§§60-67).

Соответственно, наличие «апостольского преемства» и сохранение «канонического рукоположения» — это всего лишь вопрос доброй традиции и внутреннего порядка, никак не влияющий на истинность церкви или деноминации, поскольку «для истинного единства Церкви достаточно согласия относительно учения о Евангелии и отправлении Таинств. Нет нужды в том, чтобы человеческие традиции, то есть обряды или церемонии, учрежденные людьми, были везде одинаковыми» (Аугсбургское Исповедание VII).

В своем трактате «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства» Мартин Лютер горячо отстаивал то же самое понимание законности рукоположений, называя римское учение о власти епископов «соломенной и бумажной препоной», «первой иерихонской стеной», которая должна рухнуть для очищения христианства:

Посвящение епископа равнозначно тому, как если бы он в месте, где собралось множество людей, избрал одного из толпы, в которой все обладают равной властью, и поручил бы ему осуществлять эту самую власть над другими… Если бы группа благочестивых христиан была захвачена в плен и заточена в пустыне и среди них не было бы священника, рукоположенного епископом, и если бы они единодушно избрали одного из своей среды, независимо от того, женат он или нет, и поручили бы ему крестить, служить мессу, отпускать грехи и проповедовать, то он был бы самым настоящим священником, как будто бы его рукоположили все епископы и папы… И столь великую милость, силу Крещения и принадлежности к христианству они посредством канонического права почти полностью исказили и утаили от нас. А ведь таким образом в старину христиане избирали из числа единоверцев своих епископов и священников, которые после этого утверждались другими епископами без той пышности, которая царит теперь.

Таким образом, единодушное мнение учителей Реформации, основанное на Писании и истории Церкви и зафиксированное в лютеранских вероисповедных книгах, отрицает необходимость и значимость какой-либо иной преемственности, кроме преемственности учения Христова, раз и навсегда преданного святым (Иуды 3).


Апостольское преемство в Финляндии


В финском лютеранстве апостольская сукцессия формально сохранялась, поскольку первые финские лютеранские епископы Микаэль Агрикола (1510-1557) и Павел Юстен (1516-1575) были хиротонисаны в Швеции. В XVI веке Финляндия входила в состав Швеции. В 1554 г. шведский король Густав Ваза (1496-1560) решил разделить Финляндское герцогство на две епархии: Туркускую и Выборгскую. Он пригласил Ботвида Сунессона, епископа диоцеза Стренгнес, чтобы поставить Микаэля Агриколу в епископы Турку, а Павла Юстена – в епископы Выборга (официально он именовался «ординарием»).

Однако в 1884 году, когда Финляндия уже входила в состав Российской империи, апостольская преемственность в финской церкви прервалась, поскольку одновременно скончались епископ Куопио Юкка Малмиваара, епископ Порвоо Йохан Йонсон (который практически единогласно был избран епископом, но даже не успел приступить к исполнению епископских обязанностей) и епископ Турку (архиепископ Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии) Эдвард Берменхейм. Таким образом, все три финских епархии лишились епископов, и некому было рукоположить новых.

Новым архиепископом Финляндии и епископом Турку был избран Торстен Туле Рэнволл. Следуя конфессиональному лютеранскому учению о власти Церкви, для его хиротонии решили не приглашать иноземных епископов, а позвали авторитетного богослова, профессора догматики и этики Хельсинкского университета, пастора Акселя Фредрика Гранфельта.


Тем не менее, пятьдесят лет спустя преемственность все же была восстановлена. В 1934 году поставление Алекси Лехтонена (1891-1951) в епископы Тампере совершил архиепископ Упсалы Эрлинг Эйдем. Экуменически настроенный Лехтонен ратовал за восстановление апостольской сукцессии в Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии, вёл активные переговоры с англиканами. В 1948 году на очередной Ламбетской конференции (собрании англиканских епископов, регулярно проходивших в Ламбетском дворце, резиденции архиепископа Кентерберийского) англиканская церковь официально признала восстановление апостольского преемства в Финляндии.

В 1992 году в г. Порвоо была подписана уния («Декларация Порвоо») между англиканской церковью и рядом лютеранских церквей. В тексте этого документа есть подтверждение того, что в Финляндии апостольское преемство восстановлено.

Апостольское преемство в Церкви Ингрии

Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии сохраняет апостольское преемство, поскольку хиротония (рукоположение) предстоятеля Церкви Ингрии епископа Арри Кугаппи была совершена 20 января 1996 г. обладавшими successio apostolica епископами из Финляндии и Швеции. [В епископской хиротонии принимали участие первый епископ Церкви Ингрии Лейно Хассинен, епископ Матти Сихвонен из Финляндии, архиепископ Яан Киивит из Эстонии, епископ Хенрик Свенунгссон из Швеции, епископ ЕЛЦ России Георг Кречмар и викарий епископа Юн Верне из Норвегии.] Епископ Арри Кугаппи рукоположил большую часть ныне служащих пасторов и диаконов Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии. 

9 февраля 2020 г. Иван Лаптев был посвящён в сан епископа Церкви Ингрии. Епископскую хиротонию совершили епископ Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии Арри Кугаппи, архиепископ Евангелическо-лютеранской Церкви Латвии Янис Ванагс, епископ Сибирской Евангелическо-лютеранской Церкви Всеволод Лыткин, епископ западного и северного регионов Евангелическо-лютеранской Церкви Эстонии Тийт Салумяэ, епископ диоцеза Миккели Евангелическо-лютеранской Церкви Финляндии Сеппо Хяккинен.

3 июля 2023 г. в сан диакона для служения в приходе Христа Спасителя г. Твери был рукоположен Константин Кулалаев. Рукоположение совершил Епископ Иван Лаптев.

Решением Синодального Совета Церкви Ингрии от 23 августа 2024 года диакон Константин Кулалаев назначен настоятелем Тверского прихода Христа Спасителя.

Но стоит еще раз подчеркнуть, что наиболее важным для нас является не столько преемство мануальное, сколько преемство веры, сохранение того драгоценного наследия церковного учения, какое мы приняли, и проповедь Евангелия Господа Иисуса Христа.

Епископ Церкви Иван Лаптев

с 09 февраля 2020 г. по н.в.
Биография

Расписание

15.12. 2024 — Воскресенье

17:00 — Богослужение

Ваше мнение